Рекомендации родителям по профилактике дивиантного поведения детей
- Беседа с ребенком.
Разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что подозрения не напрасны. Создать условия для спокойного разговора. Подозрения и претензии предъявите ребенку уверенно. Следует показать ребенку, он не останется без внимания родителей и вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. Установите эмоциональный контакт и доверительное общение «сопереживающего партнерства»: «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»; «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»; «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»; «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»; «Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»; «Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить».
- Оценить серьезность намерений и чувств ребенка.
Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. Оценить глубину эмоционального кризиса.
- Установить последовательность событий, которые привели к трудной жизненной ситуации.
Прояснить ситуацию и помочь ребенку проговорить мысли о смерти. Понять и разделить эмоциональное состояние ребенка. Выяснить, связанны ли мысли о смерти с нашими взаимоотношениями. Если «да», то с какими именно. На протяжении всего разговора с ребенком укреплять доверительные отношения.
- Расспросить ребенка о его намерениях совершить суицид.
Выяснить, каким средством он намерен лишить себя жизни. Узнать о причине таких намерений. Проговорить, какие чувства ребенку трудно выносить, что он думает о суициде, помочь высказаться.
- Взвесить собранную в беседе информацию и оценить степень суицидального риска ребенка.
- Обсудить с ребенком совместный план последовательных действий по преодолению трудной ситуации.
- Обратиться за получением квалифицированной помощи к психологу или к врачу (психотерапевту, психиатру).
- Посещение групповых занятий для повышения психолого-педагогической компетентности во взаимоотношениях с ребенком.
- Совместный с ребенком поиск внутренних личностных ресурсов в проживании трудной жизненной ситуации.
- В случае если ребенок (подросток) не идет на контакт с родителями, можно предложить ему позвонить на экстренную линию Детского телефона доверия 8-800-2000-122. Линия работает круглосуточно.