Loading...

Алгоритм действий родителей, направленных на предотвращение суицидов среди обучающихся

Ключевым  пунктом для осуществления профилактической работы с обучающимися, является отслеживание их психо-эмоционального состояния и оказание своевременной индивидуально ориентированной  педагогической, психолого-педагогической и социально-психологической помощи.

В целях профилактики кризисных ситуаций и суицидальных попыток их разрешения рекомендуется особенно пристальное внимание уделять следующим моментам в поведении:

  • жалобы на отсутствие смысла в жизни («Мне все надоело»; «Не хочу никого видеть»; «Не хочу ничем заниматься»);
  • жалобы на дурные предчувствия («Я чувствую, что скоро умру»);
  • жалобы на неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность в семье или в среде сверстников;
  • повышенный, стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о смерти, интерес к загробной жизни, к похоронным ритуалам;
  • словесные намеки на приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам осталось со мной мучиться!», «Вы еще пожалеете (он, она еще пожалеет), но будет уже поздно!» и т.д.);
  • приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей; раздача некоторых вещей товарищам, окончательное выяснение отношений;
  • внезапное (без видимых причин) наступившее спокойствие, умиротворенное состояние после длительного состояния депрессии;
  • тайные приготовления к чему-то, объяснить которые подросток отказывается или объясняет неубедительно;
  • длительное состояние внутренней сосредоточенности, которое раньше не было для подростка характерным, отсутствие желания общаться с кем-либо.
  • проведение длительного времени за компьютером, отгороженность от семейной и школьной жизни, нахождение и пребывания на сайтах особого содержания (самоубийства, молодежные течения и организации, аноректики, сексуального характера, агрессивного и т.д);
  • смена настроения/пониженное настроение или оживленность несоответствующая ситуации;
  • изменение аппетита (избирательность, отказ от еды/прожорливость…);
  • нарушение сна (трудность засыпания, частые пробуждения, ранние просыпания, чувство усталости и разбитости после сна…);
  • конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми (школа, семья);

Состоянием, предшествующим попытке самоубийства, в любом случае является глубокая депрессия.

Основными признаками депрессивного состояния являются:

  • резкие и немотивированные перепады настроения;
  • частые вспышки агрессивности, беспричинная озлобленность, повышенный тон разговора;
  • стремление к длительному уединению;
  • болезненная реакция на ту или иную тему разговора;
  • жизненная апатия, проявляющаяся в равнодушии к тому, к чему ранее был выраженный стойкий интерес (например, к общению с домашним питомцем);
  • изменение пищевых привычек;
  • часто повторяющиеся попытки убежать из дома;
  • потеря интереса к той деятельности, которой ребенок до определенного периода был сильно увлечен (чтение, компьютерные игры, спорт и т.д.);
  • пессимистические рассуждения о будущем;
  • отсутствие желания заботиться о собственной внешности и личной гигиене (внезапная, ранее не характерная неопрятность);
  • неспособность концентрировать свое внимание и мысли, неспособность к их четкому вербальному выражению.
Дата публикации — 16.03.2017