Если ребенок левша, что делать?
«У меня ребенок левша, что с этим делать?» — вопрос можно найти на форумах и в социальных сетях. Самым простым ответом на этот вопрос стало бы краткое: «Ничего», но в этом признании абсолютной нормальности явления не хватает рекомендаций. Леворукость не означает, что ребенку так удобнее, это не просто предпочтение, но иной алгоритм работы мозга — у человека с ведущей левой рукой функции между полушариями распределены совсем иначе. Психологи и педагоги утверждают: леворукость — не привычка, не результат ошибок воспитателя в процессе дошкольной подготовки (да, и такие обвинения встречаются), ни в коем случае не болезнь. Это нормальный путь развития организма, который может зависеть и от врожденных генетических особенностей.
Какая леворукость существует?
Связь с другими явлениями Кроме леворукости генетической, выделяют леворукость социальную и патологическую. 10 лет назад ученые нашли т.н. «ген левшей» — LRRYM1, который играет ключевую роль при формировании эмоций и речи. Ген расположен во второй хромосоме. Один из его полиморфизмов ассоциирован с повышенным риском умственных расстройств, что абсолютно не означает необходимости переучивать ребенка — даже если полиморфия имеет место, что очень маловероятно, насильственное исправление ведущей руки приведет лишь к стрессу. Патологическая леворукость не передается по наследству, но может возникнуть в процессах внутриутробного развития или при рождении — в результате мозговой дисфункции. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания. Переучивание леворукого ребенка может привести к существенному ухудшению психического и физического состояния. Такой процесс получил название «декстрастресс» — психофизеологическое напряжение, очень болезненное для ребенка, возникающей при давлении на леворукого «праворукой средой». Прямые следствия: проявление неврологий вплоть до депрессий, заикания, повышенных страхов.
Как определить у ребенка ведущую руку? Когда у ребенка формируется ведущая рука?
Ведущая рука у детей формируется примерно к 4 годам. До этого возраста ребенок может менять руку, выполняя необходимые действия ситуативно, пользуясь то правой, то левой. Если к 4 годам ребенок выраженно предпочитает левую руку, то переучивать его ни в коем случае нельзя. Редкий случай — амбидекстр (от лат. ambo — оба + dextri — правый), человек, у которого равно развиты обе руки. Методы определения ведущей руки Положите перед ребенком несколько коробочек (подойдут даже спичечные). В одну из коробочек положите пуговицу или палочку и предложите ребенку ее найти. Ведущей считается рука, которой малыш будет открывать и закрывать коробочку. На толстом шнурке завяжите несколько узелков, предложите ребенку развязать. Ведущей считается рука, которой ребенок дергает и распутывает узелок (вторая просто держит шнурок). Поставьте перед ребенком несколько пузырьков или флаконов с легко отвинчивающимися крышами. Именно ведущая рука будет скручивать крышку, а вторая — держать флакон. Сыграйте с ребенком в мяч, предложив ловить и кидать его одной рукой, не называя — какой. Ребенок самостоятельно выберет руку, которой удобнее совершать активные действия. Накрывайте вместе на стол: пусть ребенок разложит салфетки рядом с каждой тарелкой. Ведущей рукой он будет раздавать, а второй держать стопку. Одни из самых простых способов — попросите ребенка похлопать в ладоши (ведущая рука сверху), переплести пальцы рук (сверху окажется большой палец ведущей руки), скрестить руки на груди (кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки). Малыша можно попросить погладить мягкую игрушку — действия совершаются ведущей рукой, пока вторая держит зверушку. Просовывает детали конструктора в отверстия, заводит часы, возит по поверхности машинку — все это ребенок делает активной рукой.
Как повысить эффективность обучения у леворуких детей? э
Чтобы обучение было эффективным у леворуких детей необходимо задействовать в играх возможности правого полушария. Это означает работу с моделями, макетами, объемными предметами, схемами — лабиринтами или таблицами. При обучении дети, у которых ведущая рука левая, чаще ориентируются не на речь, а не чувственные ощущения — зрение, обоняние, осязание. Им нужно все потрогать, повертеть и изучить.
Чтобы леворукому ребенку было легче и интереснее понимать материал, предложите ему рисунки или наглядные пособия.
Еще одной особенностью леворуких детей по замечанию психологов является затрудненная работа в ситуации строгой дисциплины, соподчинения и ограниченных временных рамках. Им необходимо проявить свою инициативу, воспользоваться личными идеями и интуицией, поиграть с фантазией. Если это возможно, попробуйте индивидуальные занятия, где у ребенка будет возможность проявить и реализовать себя и свои замыслы.
Можно попробовать педагогические игры, способствующие самовыражению:
- Игра «Я протестую» ( 7 — 8 лет) Попросите детей плотно сжать губы и нахмурить лоб, чтобы появилось ощущение напряженности. В таком состоянии они перебрасывают друг-другу мяч, заканчивая фразу «Я протестую...». Например: «Я протестую против двоек!», «Я протестую против неудобной формы». При этом ребенок должен активно артикулировать и произносить фразу громко, чтобы высвободить негатив и эмоции.
- Игры «Фыр-фыр» ( от 6 лет) Заранее подготовьте карточки с простыми слогами: «му-му», «ух-ух», «фыр-фыр» или «бу-бу». Ребенок берет карточку и произносит написанный на ней слог с определенным чувством, которое вы ему сообщаете. Например: «бу-бу» — радостно, «фыр-фыр» недовольно, «му-му» задумчиво.
- . Игра «Сложи картинку» ( от 5 лет) Эта игра имеет целью развитие умения сотрудничать в группе, используя для этого наглядные материалы. Воспитатель или учитель берут несколько картинок животных, разрезая их на части: можно квадратиками, как в пазлах и на кубиках, можно — по частям тела (от головы до хвоста). Дети получают каждый одну часть, после чего необходимо восстановить исходную картинку. Важно, чтобы «руководство» не взял на себя один ребенок, а каждый положил свою часть самостоятельно.