Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей
Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей
ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что "нельзя научиться плавать, стоя на берегу". Особый интерес в этом плане представляют впервые издаваемые Центром тестирования РФ сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5 по 11 класс, с их помощью можно оценивать уровень усвоения материала и отработать навык их выполнения. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр., т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Центром аттестации и контроля качества образования и Службой практической психологии Республиканского диагностико-реабилитационного и методического центра МО РС(Я) подготовлены методические рекомендации для учителей по материалам ученых-психологов И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, А.Г. Шмелева. Взяв их за основу, учителя могут провести консультации по подготовке к сдаче ЕГЭ не только для выпускников, но и их родителей. Ведь не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения родителей.
Рекомендации педагогам по работе с выпускниками во время подготовки к экзаменам.
Чтобы поддержать учащихся (особенно тревожных) при подготовке и во время ЕГЭ необходимо:
- Принимать индивидуальность подростка. Проявлять веру в него, эмпатию к нему. Демонстрировать любовь и уважение к нему.
- Поддерживать в нем высокую самооценку, что дает способность принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки, помогает не прятаться от трудностей, а преодолевать их, сохраняя свою целостность.
- Создавать доброжелательную атмосферу на консультациях и во время экзаменов.
- При слишком сильной заинтересованности в результатах, т.е. при избыточной мотивации человек испытывает сильное эмоциональное возбуждение, тревогу, которые могут перерасти в состояние стресса, фрустрации. Поэтому иногда полезно несколько снизить мотивацию, не ставить перед собой сверхзадач и сверхцелей.
- Состояние тревоги и стресса может возникать даже от недостатка информированности по какой-либо проблеме, и неопределенность подобного рода может вводить его в состояние фрустрации. Поэтому необходимо дать наиболее полную информацию, которая ему поможет сориентироваться и организовать себя в подготовке к экзаменам. При знакомстве учащихся с требованиями к ЕГЭ, подойти индивидуально к учащимся тревожным, опираться на их сильные стороны и, наоборот, избегать подчеркивания их промахов.
- Проведение консультаций по предмету с тревожными детьми лучше не в форме групповых занятий, а индивидуально, при этом обязательно подбадривать: «Ты обязательно справишься», «У тебя все получится», «Ты все знаешь». Помочь учащимся разбить большие задания на более мелкие, чтобы лучше справиться с ними.
- Использовать слова поддержки:
- зная тебя, я уверена, что ты все сделаешь хорошо;
- у тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать…
- Это серьезный вызов, но я уверена, что ты к нему готов,
Исключить слова-разочарования, слова с частицей НЕ.
При волнении голос становится более высоким, и в нем появляются металлические нотки, что увеличивает состояние тревоги.
- Вербализировать свои чувства. Если педагог говорит учащимся о том, что он тоже
волнуется, то:
- это снижает тревожность самого педагога;
- уравнивает детей с педагогами в области чувств, что само по себе снижает тревожность у учащихся;
- выпускник будет более спокойно относиться к напрягающим моментам в поведении педагога.
- внушает уверенность.
Поддерживать контакт с родителями:
- довести до них все требования к ЕГЭ;
- установить совместный контроль за подготовкой (своевременное оказание помощи родителям, при необходимости). Ведь знание информации – это 50% успеха;
- обсуждение (желательно, индивидуальное с тревожными учащимися) результатов тренировочных предэкзаменационных работ.
- позволить учащимся самим найти ошибки и оценить свою работу.
- Эмоционально поддерживать:
- уметь взаимодействовать с учащимися;
- внести юмор, ценность в успехе;
- уверенность в знаниях;
- повышать самооценку.
- При активной подготовке к экзаменам не использовать уроки физкультуры не по назначению, а полезнее еще добавить физические нагрузки, так как они успокаивающе действуют на возбужденную нервную систему и поэтому являются хорошим «антидепрессантом».
- Демонстрировать оптимизм. В книге «Кинесиология поведения» доктор Д. Даймонд показал. Как негативные мысли и фразы ослабляют работу мозга, ухудшают деятельность щитовидной железы, поддерживающей иммунитет организма, снижают жизненную энергию организма. Наши мысли, чувства передаются окружающим через выражение лица, жесты, тональность, голос. Так педагог передает учащимся позитивную и негативную энергию. Оптимизм учителя необходим школьникам, так как вера преподавателя в них становится важнейшим источником веры в себя, повышает самооценку, вдохновляет на серьезное отношение к подготовке и самовоспитание.
- Помнить про эффект психологического заражения. Статистика говорит о том, что если 10% людей одинаково настроены, то через некоторое время это настроение присутствует у большинства. 10 % от 17 педагога. Также юмор помогает стать учащимся оптимистами. Юмор смягчает самые жестокие удары судьбы. Но, чтобы шутка не привела к конфликту. Необходимо соблюдать основные психологические правила:
- Непосредственно перед экзаменами не засыпать подростка рекомендациями, не убеждать его в возможности и необходимости получения отличного результата, требовать тотальной мобилизации всех его сил, а разрядить напряженную человек – 1, 7 чел.
- Внести во взаимоотношение с подростками юмор, как неотъемлемый спутник оптимизма и самый эффективный прием воздействия на учащихся. Педагогу желательно приучить себя всегда, даже в самой напряженной обстановке, видеть комическое, противоречия в поведении учащихся, это – показатель зрелости обстановку шуткой и дать не более одной-двух рекомендаций.
- Никогда не говорите про учащихся плохо, особенно избегайте приписывать им отрицательные черты – «глупый», «неспособный», «неисправимый» и т.д.
- Критикуйте поступки, а не личность ребёнка (говорите: «Ты плохо поступил», а не «Ты плохой»).
- Обращать внимание не только на лиц, с высоким и очень высоким уровнем тревожности, но и на субъектов, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (т.е. у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности.
- Показывайте учащимся свою доброжелательность (чаще улыбайтесь, будьте вежливы и т.д.), делайте акцент на положительных поступках учащихся (меньше ругайте, чаще хвалите).
- Обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Необходимо найти деятельность, в которой ребёнок сумеет проявить себя (рисование, игры, вышивание, спорт и т.д.). Если нет реальных достижений, их придётся создавать искусственно, например, научить ребёнка собирать гербарий, или дать ребёнку определённую должность (поручение) в классе с мнением которой должны будут считаться окружающие. Главное, не сам успех в деятельности, а реакция на него окружающих. Они должны быть убеждены, что все успехи постоянны, а неудачи – временны.
- Поощрять все проявления самостоятельности, уверенности.
- Не сравнивайте достижения ребёнка с другими детьми, сравнивайте с его собственными достижениями, оценивайте улучшения его собственных результатов.